МБОУ "Издешковская СОШ"
село Издешково, Сафоновского района, Смоленской области
  • Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества. Изучение закономерностей испарения жидкостей.

        5 мая 2025 года в центре образования «Точка роста» для обучающихся 10 класса прошли занятия «Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества» и «Изучение закономерностей испарения жидкостей». 
    05 мая понедельник
    Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества. Изучение закономерностей испарения жидкостей..

        5 мая 2025 года в центре образования «Точка роста» для обучающихся 10 класса прошли занятия «Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества» и «Изучение закономерностей испарения жидкостей». 
         Цель первой работы: определить удельную теплоёмкость твёрдого вещества и по полученному значению теплоёмкости выбрать металл, теплоёмкость которого близка к измеренной.
        Для проведения эксперимента нам понадобились: пластиковый стакан, калориметр, холодная и горячая вода, металлический груз на нити, весы, мультидатчик с щупом датчика температуры и кабелем.
    1. Подключили мультидатчик USB-кабелем к ноутбуку и запустили программу «НауЛаб», в разделе «Физика» выбрали работу «Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества».
    2. Взвесили на электронных весах в пластиковом стакане около 100 г воды комнатной температуры. Занесли в таблицу на вкладке «Исходные данные» окна Обработка. Затем взвесили металлический груз и также занесли значение его массы в таблицу.
    3. Налили в калориметр горячую воду (на 2/3 объёма) и опустили в него металлический груз на нити, полностью погрузив его в воду.
    4. Запустили регистрацию данных с датчика и опустили щуп датчика в пластиковый стакан, потом переместили датчик температуры в калориметр, погрузив в воду только конец датчика. Далее переместили груз на нити в пластиковый стакан вместе с щупом мультидатчика. После этого измерения остановили.
    5. С помощью жёлтого вертикального маркера измерили величины Т1, Т2, Т и занесли их соответствующие ячейки вкладки «Таблица».
    6. Рассчитали теплоёмкость вещества с, из которого сделано тело, используя формулу.
    7. Внесли полученное значение в жёлтую ячейку внизу Таблицы и если подсчитано верно, то ячейка окрашивается зелёным цветом.
    8. Сравнили полученное значение теплоёмкости с табличным значением металлов. Занесли название металла и табличное значение его теплоёмкости в таблицу.
    9. Сохранили данные в Отчёт.
         Цель второй работы: изучить закономерности испарения жидкостей.
         Для проведения мы использовали: калориметр, мультидатчик с щупом температуры, USB-кабель, пластиковый стакан, воду комнатной температуры.
        1. Подключили мультидатчик USB-кабелем к ноутбуку и запустили программу «НауЛаб», в разделе «Физика» выбрали работу «Изучение закономерностей испарения жидкостей».
    2. Налили в калориметр воду, заполнив его наполовину, закрыли крышкой, в которой все отверстия должны быть закрыты.
    3. Запустили измерения, определили комнатную температуру, остановили регистрацию.
    4. Налили воду в пластиковый стакан, опустили щуп датчика в стакан с водой. Потом переместили датчик температуры в калориметр сквозь отверстие в резиновой пробке, погрузив в воду только конец датчика. Через некоторое время приподняли щуп датчика примерно на 1см от воды. Сняли крышку с калориметра и отвели в сторону щуп датчика. Не прекращая регистрации, обмахивали кончик щупа тетрадью. Далее щуп датчика погрузили в стакан с водой. После этого измерения остановили.
    5. С помощью жёлтого вертикального маркера перенесли значения температур в «Таблицу».
    6. Рядом с показаниями датчиком температур определили объект и условия, которые характеризуются данной температурой.
    7. Перенесли «Таблицу» в Отчёт и сохранили.
        Сегодня ребятам было немного трудновато, но результаты всё-таки были получены.

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике