Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества. Изучение закономерностей испарения жидкостей.

5 мая 2025 года в центре образования «Точка роста» для обучающихся 10 класса прошли занятия «Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества» и «Изучение закономерностей испарения жидкостей».
Цель первой работы: определить удельную теплоёмкость твёрдого вещества и по полученному значению теплоёмкости выбрать металл, теплоёмкость которого близка к измеренной.
Для проведения эксперимента нам понадобились: пластиковый стакан, калориметр, холодная и горячая вода, металлический груз на нити, весы, мультидатчик с щупом датчика температуры и кабелем.
1. Подключили мультидатчик USB-кабелем к ноутбуку и запустили программу «НауЛаб», в разделе «Физика» выбрали работу «Определение удельной теплоёмкости твёрдого вещества».
2. Взвесили на электронных весах в пластиковом стакане около 100 г воды комнатной температуры. Занесли в таблицу на вкладке «Исходные данные» окна Обработка. Затем взвесили металлический груз и также занесли значение его массы в таблицу.
3. Налили в калориметр горячую воду (на 2/3 объёма) и опустили в него металлический груз на нити, полностью погрузив его в воду.
4. Запустили регистрацию данных с датчика и опустили щуп датчика в пластиковый стакан, потом переместили датчик температуры в калориметр, погрузив в воду только конец датчика. Далее переместили груз на нити в пластиковый стакан вместе с щупом мультидатчика. После этого измерения остановили.
5. С помощью жёлтого вертикального маркера измерили величины Т1, Т2, Т и занесли их соответствующие ячейки вкладки «Таблица».
6. Рассчитали теплоёмкость вещества с, из которого сделано тело, используя формулу.
7. Внесли полученное значение в жёлтую ячейку внизу Таблицы и если подсчитано верно, то ячейка окрашивается зелёным цветом.
8. Сравнили полученное значение теплоёмкости с табличным значением металлов. Занесли название металла и табличное значение его теплоёмкости в таблицу.
9. Сохранили данные в Отчёт.
Цель второй работы: изучить закономерности испарения жидкостей.
Для проведения мы использовали: калориметр, мультидатчик с щупом температуры, USB-кабель, пластиковый стакан, воду комнатной температуры.
1. Подключили мультидатчик USB-кабелем к ноутбуку и запустили программу «НауЛаб», в разделе «Физика» выбрали работу «Изучение закономерностей испарения жидкостей».
2. Налили в калориметр воду, заполнив его наполовину, закрыли крышкой, в которой все отверстия должны быть закрыты.
3. Запустили измерения, определили комнатную температуру, остановили регистрацию.
4. Налили воду в пластиковый стакан, опустили щуп датчика в стакан с водой. Потом переместили датчик температуры в калориметр сквозь отверстие в резиновой пробке, погрузив в воду только конец датчика. Через некоторое время приподняли щуп датчика примерно на 1см от воды. Сняли крышку с калориметра и отвели в сторону щуп датчика. Не прекращая регистрации, обмахивали кончик щупа тетрадью. Далее щуп датчика погрузили в стакан с водой. После этого измерения остановили.
5. С помощью жёлтого вертикального маркера перенесли значения температур в «Таблицу».
6. Рядом с показаниями датчиком температур определили объект и условия, которые характеризуются данной температурой.
7. Перенесли «Таблицу» в Отчёт и сохранили.
Сегодня ребятам было немного трудновато, но результаты всё-таки были получены.